Исходники
Статьи
Языки программирования
.NET Delphi Visual C++ Borland C++ Builder C/С++ и C# Базы Данных MySQL MSSQL Oracle PostgreSQL Interbase VisualFoxPro Веб-Мастеру PHP HTML Perl Java JavaScript Протоколы AJAX Технология Ajax Освоение Ajax Сети Беспроводные сети Локальные сети Сети хранения данных TCP/IP xDSL ATM Операционные системы Windows Linux Wap Книги и учебники
Скрипты
Магазин программиста
|
Статическая IP-маршрутизацияСеть Internet с ее протоколами изначально задумывалась как протяженная (WAN - Wide Area Network), состоящая из большого количества машин, соединенных с помощью разных сред обмена данными (как локальных сетей, так и глобальных соединений). Теоретически в Internet могут напрямую работать друг с другом около четырех миллиардов машин (2^32 за вычетом некоторых специальных номеров), а через proxy и того больше. В силу этих причин Internet - сегментированная сеть. Сегментом является либо прозрачный участок широковещательной (Ethernet) или маркерной (TokenRing) сети, либо соединение точка-точка (модемное). Теперь - обозначения. IP-номер - четырехбайтное число, записываемое либо в шестнадцатеричном виде типа 0xC0A80E05, либо в десятичном виде, где байты разделены точками типа 192.168.14.5 (в качестве примера в обоих случаях использовался один и тот же номер). Маска - тоже четырехбайтное число, но все старшие биты, начиная с некоторого, всегда установлены в единицу, а все младшие - в ноль. Примеры: 255.255.255.0 - маска сети класса C на 256 номеров; 255.255.255.192 - маска маленькой сети на 64 номера (192=256-64). Если мне надо указать сочетание номера и маски, я буду использовать запись номер/число_установленных_битов_в_маске - так сочетание номера 192.168.14.5 и маски 255.255.255.0 будет записано в виде 192.168.14.5/24. Номером сети называют число, получаемое из номера интерфейса применением побитовой операции AND с маской, т.е. в номере интерфейса обнуляются биты на тех местах, на которых стоят нулевые биты в маске. Следует помнить, что IP-номер присваивается не компьютеру, а интерфейсу (сетевому выходу либо последовательному порту). В принципе можно дать нескольким интерфейсам один номер, но это может вызвать сложности. Можно также присвоить несколько адресов одному интерфейсу. В сегменте сети все машины имеют IP-номера с одинаковым номером сети и одинаковой маской. В одной локальной сети можно совместить две и больше разных IP-сетей, они даже могут знать друг о друге и нормально общаться, но это все-таки будут две разные сети. Принято следующее деление в зависимости от значения старшего байта IP-адреса:
Многие программы по адресу автоматически определяют класс сети, хотя это можно поправить вручную. В принципе никто не мешает разбить сеть на две или больше подсетей с любыми масками, но организациям как правило выделяют адреса блоками, соответствующими классам A, B и C - это связано с системой DNS, позволяющей узнать доменное имя машины по ее IP-адресу. Сеть класса A с номером 127 - loopback, т.е. предназначена для общения компьютера с собой. В любой сети номер (IP-номер AND маска) является номером всей сети и не может быть присвоен никому конкретно. Номер (IP-номер OR NOT маска), являющийся последним номером в сети, предназначен для broadcasting (широковещательных) сообщений, которые доставляются всем машинам сегмента сети. Соответственно, при выделении группы адресов в сеть два адреса становятся недоступны. Рассмотрим маршрутизацию в терминах FreeBSD (будет также дан перевод в нотацию System V (Linux, SCO) и Windows3.11). В Unix команды настройки сети, как правило, заюпускаются из файла /etc/rc или запускаемых из него файлах, а в MS Windows - загрузчиком операционной системы в соответствие с system.ini или registry. Главному шлюзу я всегда присваиваю первый (наименьший) номер в сети (нулевой, как я уже говорил, недоступен). Если в сети присутствует второй шлюз, через который подсоединен другой сегмент, то этому шлюзу (промежуточному маршрутизатору) будет присваиваться последний (наибольший) номер в сети. Для этого нет никаких разумных причин - так мне хочется. Построим первый сегмент сети:
Следующую сеть класса C сегментируем маршрутизатором, который отделит подсеть на 16 IP-номеров (14 машин, включая маршрутизатор).
Я не указал маршрутизацию route add -net 192.168.4.128 -netmask 255.255.255.240 192.168.4.254 Ее можно не указывать и для маршрутизатора. Но! Если какая-нибудь
из машин сегмента 192.168.4.128/28, например, 192.168.4.137,
обратится к машине из основного (примыкающего к шлюзу) сегмента (в том
числе к шлюзу), то протокол ARP зафиксирует приход пакета с сетевой карты,
маршрутизатора, выходящей в основной сегмент (IP-номер 192.168.4.127)
и далее будет посылать пакеты на эту сетевую карту, и это будет правильно.
А эту сеть (тоже класса C) сегментируем маршрутизатором,
который разобьет сеть на две равные части.
Разница с предыдущим случаем в том, что сеть разделена на сегменты, содержащие только "куглое" число IP-номеров (два в целой степени). Это особый случай, когда логичнее оформить каждую сеть отдельно. Теперь сделаем две сети, соединенные через последовательную линию по протоколу PPP.
Как видите, самая простая конфигурация - у машин в сегменте с единственной IP-сетью и с единственным шлюзом (он же шлюз по умолчанию). Чем больше шлюзов в сегменте сети и чем сложнее их конфигурация, тем сложнее корректно настроить рабочие станции, а настраивать надо каждую. Немного выручает протокол DHCP, но:
Примечания:Прозрачный - Сегмент Internet сам может быть сегментирован на уровне MAC, например, коммутатором. Прозрачность проявляется в том, что маршрутизатор, работающий на уровне IP, не должен заботиться об этом; в частности, IP-маршрутизатор никогда не пропускает broadcast сообщения (в отличие от multicast), но broadcast сообщения должны свободно распространяться по всей локальной сети сети - это нужно, в частности, для протокола ARP. Последовательным портом в данном случае называется любой порт, выдающий данные побайтно (асинхронный COM, синхронный RS-232, принтерный LPT) в отличие от сетевого интерфейса, выдающего данные пакетами. Отличается от сетевого тем, что с поиощью последовательных интерфейсов можно связывать напрямую ровно два компьютера, а значит, такой способ не нуждается в адресации пакетов на MAC-уровне. DNS - Domain Name Service, позволяющий узнать IP-номер и некоторую другую информацию о машине по доменному имени, а также доменное имя по IP-номеру. В частности, зона определения имени по номеру может быть делегирована только на сеть класса A, B или C и никак иначе. :-( System V:
Windows 3.11 ifconfig интерфейс inet адрес netmask маскапрописывается в "Свойствах TCP/IP" данного интерфейса. ifconfig интерфейс inet адрес netmask маска aliasпрописывается в "Дополнительных свойствах". route add default шлюззадается как "Default Gateway". route add -net номер -netmask маска шлюзвводится с командной строки route add номер MASK маска шлюз Эти команды реально выполняются, однако, как правило, они задаются иначе. В файле /etc/sysconfig пишется network_interfaces="ep0 lo0" ifconfig_ep0="inet 192.168.1.5 netmask 255.255.255.0" ifconfig_lo0="inet localhost"Эти строки обрабатываются файлом /etc/netstart # Set up all the network interfaces, calling startup scripts if needed for ifn in ${network_interfaces}; do eval ifconfig_args=\$ifconfig_${ifn} ifconfig ${ifn} ${ifconfig_args} ifconfig ${ifn} done if [ -n "$defaultrouter" -a "x$defaultrouter" != "xNO" ] ; then static_routes="default ${static_routes}" route_default="default ${defaultrouter}" fi # Set up any static routes. This should be done before router discovery. if [ "x${static_routes}" != "x" ]; then for i in ${static_routes}; do eval route_args=\$route_${i} route add ${route_args} done fiа localhost определяется по файлу /etc/hosts, в котором содержится 127.0.0.1 localhost.домен localhost и некоторые другие адреса/имена, которые машина должна знать даже в случае недоступности DNS-сервера; как минимум, там кроме loopback содержатся адреса остальных интерфейсов данной машины, ассоциированные с ее доменным именем в полной и короткой формк. Протокол ARP используется в сетях, имеющих свою собственную нумерацию (Ethernet, TokenRing, X.25) и нужен для того, чтобы не прописывать вручную соответствие IP-адресов номерам сетевых адаптеров. После старта системы таблицы ARP пусты; если приходит IP-пакет от какой-либо станции, фиксируется соответствие ее IP-номера номеру ее сетевой карты. Если надо послать пакет по IP-номеру, для которого неизвестен номер сетевой карты, посылается широковещательное (в понимании локальной сети) сообщение. Зацикливание пакета в некоторых алгоритмах рассматривается как результат неправильной маршрутизации. Каждый пакет имеет конечное время жизни, задаваемое отправителем и не превышающее 255 секунд, причем каждый маршрутизатор, через который проходил пакет, уменьшает это число как минимум на единицу, а значит пакет не может бесконечно метаться между маршрутизаторами - он умрет и о его смерти известят отправителя отдельным пакетом (на этом основана работа traceroute). Тем не менее некоторые маршрутизаторы во избежание засорения полосы пропускания сами убивают пакеты, которые, судя по их таблицам маршрутизации, следует отправлять через тот интерфейс, через который они пришли. Протокол DHCP (Dynamic Host Configure Protocol) по запросу машины выдает ей IP-адрес, маску, номер DNS-сервера и т.д. вплоть до загружаемой через сеть операционной системы. Как правило, применяется в варианте, когда запрашивающая машина не знает ни своего адреса, ни адреса DHCP-сервера; в этом случае она находит сервер, посылая широковещательный запрос, а значит, они должны быть в одном сегменте локальной сети. |
Форум Программиста
Новости Обзоры Магазин Программиста Каталог ссылок Поиск Добавить файл Обратная связь Рейтинги
|