Исходники
Статьи
Языки программирования
.NET Delphi Visual C++ Borland C++ Builder C/С++ и C# Базы Данных MySQL MSSQL Oracle PostgreSQL Interbase VisualFoxPro Веб-Мастеру PHP HTML Perl Java JavaScript Протоколы AJAX Технология Ajax Освоение Ajax Сети Беспроводные сети Локальные сети Сети хранения данных TCP/IP xDSL ATM Операционные системы Windows Linux Wap Книги и учебники
Скрипты
Магазин программиста
|
Использование атрибутов в среде .NET
Применение атрибутов на уровне классов и методов
Пользовательские атрибуты Применение атрибутов на уровне сборок Применение атрибутов на уровне модулей
Применение атрибута AttributeUsageAttribute
Доступ к информации, хранящейся в атрибутах Типы данных, допустимые в атрибутах Определение атрибутивного класса Определение конструкторов Определение свойств Пример пользовательского атрибута
Получение одиночного атрибута
Пример Получение списка однотипных атрибутов Получение списка разнотипных атрибутов АТРИБУТ. Необходимый, постоянный признак, принадлежность. "Толковый словарь русского языка", С.И. Ожегов ВведениеЕсли вы когда-либо программировали на C++, вам должны быть знакомы определения, такие как public и private, предоставляющие дополнительную информацию о членах класса. Эти ключевые слова задают поведение членов класса, описывая их доступность извне. Так как компиляторы распознают только предопределенные ключевые слова, вы не имеете возможности создавать свои собственные. CLR, однако, позволяет вам добавлять объявления, называемые атрибутами, для комментирования таких элементов кода как типы, поля, методы и свойства. Внешне эти атрибуты похожи на те, что используются в языке описания интерфейсов IDL, но есть и существенные отличия: во-первых, система атрибутов CLR является расширяемой, а во-вторых, используется не только для управления маршалингом данных, а гораздо шире. Когда вы компилируете свой код, он преобразуется в Microsoft Intermediate Language (MSIL) и помещается в файл формата Portable Executable (PE) вместе с метаданными, сгенерированными компилятором. Атрибуты позволяют добавить к метаданным дополнительную информацию, которая затем может извлекаться при помощи механизма рефлексии. Компилятор создает атрибуты, когда вы объявляете экземпляры специальных классов, наследующих от System.Attribute. .NET Framework широко использует атрибуты. Атрибуты описывают правила сериализации данных, управляют безопасностью и ограничивают оптимизацию JIT-компиляторов для облегчения отладки кода. Атрибуты также могут содержать имя файла или автора, или управлять видимостью элементов управления и классов при разработке форм пользовательского интерфейса. Вы можете использовать атрибуты для произвольного комментирования кода и управления поведением компонентов. Атрибуты позволяют добавлять описательные элементы в C#, управляемые расширения для C++, Microsoft Visual Basic.NET или в любой другой язык, поддерживающий CLR, без необходимости переписывать компилятор. Кроме того, атрибуты можно использовать в ATL проектах, но это тема уже другой статьи.
Применение атрибутовБольшинство атрибутов применяется к таким элементам языка как классы, методы, поля и свойства. Но некоторые атрибуты являются глобальными – они воздействуют на всю сборку или модуль. Глобальные атрибуты в текстах программ объявляются после using директив верхнего уровня перед определениями типов и пространств имен. Они могут использоваться в разных исходных файлах одной программы. Применение атрибутов на уровне классов и методовАтрибуты в программном коде используются следующим образом:
Атрибут помещается в метаданные при компиляции кода и становится доступен CLR и любым инструментальным средствам и приложениям через механизмы рефлексии. По соглашению, имена всех атрибутов оканчиваются словом Attribute. Однако, языки из VisualStudio.NET, не требуют задания полного имени атрибута. Например, если нужно инициализировать атрибут System.ObsoleteAttribute, достаточно написать Obsolete. Следующий пример показывает, как использовать атрибут System.ObsoleteAttribute, помечающий код как устаревший. Атрибуту передается строка "Будет удалено в следующей версии". Этот атрибут заставляет компилятор выдать переданную строку как предупреждение при компиляции помеченного кода. ![]()
![]() ![]() Применение атрибутов на уровне сборокДля применения атрибутов на уровне сборок используется ключевое слово Assembly. Следующий пример показывает, как используется атрибут AssemblyNameAttribute:
При компиляции кода строка "Моя сборка" помещается в манифест сборки в секции метаданных. Этот атрибут можно увидеть с помощью дизассемблера MSIL (Ildasm.exe) или с помощью пользовательских средств. Применение атрибутов на уровне модулейДля применения атрибутов на уровне модулей используется ключевое слово Module, в остальном все как на уровне сборок.
Пользовательские атрибутыЧтобы разрабатывать собственные атрибуты, не нужно изучать что-то принципиально новое. Если вы знакомы с объектно-ориентированным программированием и знаете, как разрабатывать классы, вы знаете уже практически все. Пользовательские атрибуты – это классы, тем или иным образом наследующие от System.Attribute. Также как и все другие классы, пользовательские атрибуты содержат методы для записи и чтения данных. Рассмотрим процесс создания пользовательского атрибута по шагам. Применение атрибута AttributeUsageAttributeОбъявление пользовательского атрибута начинается с AttributeUsageAttribute, который задает ключевые характеристики нового класса. Например, он определяет, может ли атрибут наследоваться другими классами, или к каким элементам он может применяться. Следующий фрагмент кода иллюстрирует применение атрибута AttributeUsageAttribute
Класс System.AttributeUsageAttribute содержит три члена, которые важны для создания пользовательских атрибутов: AttributeTargets, Inherited и AllowMultiple. Поле AttributeTargetsВ предыдущем примере используется флаг AttributeTargets.All. Этот флаг означает, что данный атрибут может применяться к любым элементам программы. С другой стороны, можно задать флаг AttributeTargets.Class, означающий, что атрибут применяется только к классам, или AttributeTargets.Method – для методов классов и интерфейсов. Подобным образом можно применять и пользовательские атрибуты. Также можно использовать несколько экземпляров атрибута AttributeTargets. В следующем примере показано, как пользовательский атрибут может применяться к любому классу или методу:
Свойство InheritedЭто свойство определяет, будет ли атрибут наследоваться классами, наследниками того, к которому этот атрибут применен. Это свойство может принимать два значения: true или false. ![]()
![]() ![]() Вышеописанные атрибуты затем применяются к методу класса MyClass: ![]()
![]() ![]() И, наконец, рассмотрим класс YourClass - наследник MyClass. С методом MyMethod этого класса будет связан только атрибут MyAttribute. ![]()
![]() ![]() Свойство AllowMultipleЭто свойство показывает, может ли атрибут применяться многократно к одному элементу. По умолчанию оно равно false, что значит – атрибут может использоваться только один раз. Рассмотрим следующий пример: ![]()
![]() ![]() Если используется несколько экземпляров атрибутов, MyAttribute заставляет компилятор выдать сообщение об ошибке. Следующий фрагмент кода иллюстрирует правильное использование атрибута YourAttribute и неправильное – MyAttribute: ![]()
![]() ![]() Если свойства AllowMultiple и Inherited установлены в true, класс может наследовать атрибут и иметь еще экземпляры, примененные непосредственно к нему. Если же свойство AllowMultiple равно false, значения атрибутов родительского класса будут переписаны значениями этого же атрибута класса-наследника. Типы данных, допустимые в атрибутахАтрибут может содержать поля следующих типов:
Попытка использовать в классе, реализующем атрибут другие типы, приводит к ошибкам компиляции. Определение атрибутивного классаТеперь можно приступить к определению самого класса. Это определение выглядит подобно определению обычного класса, что демонстрирует следующий пример:
Этот пример показывает следующие положения:
Определение конструкторовАтрибуты инициализируются конструкторами, так же как обычные классы. Следующий фрагмент кода иллюстрирует типичный конструктор атрибута. Этот открытый конструктор принимает один параметр и инициализирует переменную класса.
Конструкторы можно перегружать, чтобы принимать различные комбинации параметров. Если для атрибутивного класса определены свойства, для инициализации можно использовать комбинацию позиционных и именованных параметров. Обычно все обязательные параметры объявляются как позиционные, а необязательные как именованные. Следующий пример показывает примеры использования параметризованного конструктора для инициализации атрибута. Здесь предполагается, что атрибут имеет обязательный параметр типа Boolean и необязательный типа String.
Параметры, определенные как свойства, могут передаваться в произвольном порядке. Но обязательные параметры должны передаваться в том порядке, в котором они описаны в конструкторе. Следующий фрагмент кода показывает, как необязательный параметр может передаваться перед обязательным.
Определение свойствСвойства определяются, если нужно передавать именованные параметры в конструкторы или легко и удобно получать значения полей атрибута. Следующий пример показывает, как реализовать простое свойство для пользовательского атрибута:
Пример пользовательского атрибутаВ этом разделе объединяется вся предыдущая информация и показывается, как создать простой атрибут, документирующий некоторый фрагмент кода. Атрибут из этого примера содержит информацию об имени и уровне программиста, а также о времени последнего пересмотра кода. Он содержит три закрытых переменных, в которых хранятся данные. Каждая переменная связана с открытым свойством для чтения и записи значений. Также имеется конструктор с двумя обязательными параметрами. ![]()
![]() ![]() Применять этот атрибут можно, используя как полное имя DeveloperAttribute, так и сокращенное – Developer:
В первом примере показано применение атрибута с одним обязательным параметром, а во втором – с обоими типами параметров.
Доступ к информации, хранящейся в атрибутахТеперь настало время рассмотреть механизм получения атрибутов, ведь мало научиться сохранять свои атрибуты в метаданных, важно еще и уметь получать и использовать их. К счастью, получение пользовательского атрибута – простая задача. Сначала объявляется переменная с типом атрибута, который нужно получить, затем она инициализируется с помощью вызова метода Attribute.GetCustomAttribute. Все, теперь можно использовать любые доступные свойства атрибута. Получение одиночного атрибутаВ следующем примере атрибут DeveloperAttribute (рассмотренный выше) применяется к классу MainApp в целом. Метод GetAttribute использует Attribyte.GetCustomAttribute для получения состояния атрибута DeveloperAttribute перед тем, как вывести информацию на консоль. ![]()
![]() ![]() При запуске эта программа выдает на консоль следующие строки:
Если атрибут не найден, метод GetCustomAttribute возвращает нулевое значение. В этом примере предполагается, что атрибут определен в текущем пространстве имен, если это не так, не забудьте импортировать соответствующее пространство имен. Получение списка однотипных атрибутовВ предыдущем примере ссылки на класс и атрибут передавались в метод GetCustomAttribute. Этот код прекрасно работает, если на уровне класса определен только один атрибут. Но если на том же уровне определено несколько однотипных атрибутов, этот метод вернет не всю информацию. В таких случаях нужно использовать метод Attribute.GetCustomAttributes, который возвращает массив атрибутов. Например, если на уровне класса определены два экземпляра атрибута DeveloperAttribute, можно модифицировать метод GetAttribute, чтобы получить оба. Как это сделать, показано в следующем примере: ![]()
![]() ![]() Получение списка разнотипных атрибутовМетоды GetCustomAttribute и GetCustomAttributes не могут искать атрибут во всем классе и возвращать все его экземпляры. Они просматривают только один метод или поле за раз. Поэтому, если есть класс с одним атрибутом для всех методов и нужно получить все экземпляры этого атрибута, не остается ничего делать, как передавать эти методы один за другим в качестве параметров GetCustomAttribute и GetCustomAttributes. В следующем фрагменте кода показано, как получить все экземпляры атрибута DeveloperAttribute, определенного как на уровне класса, так и на уровне методов. ![]()
![]() ![]() Для доступа к методам и полям проверяемого класса используются методы класса System::Type. В этом примере сначала через Type запрашивается информация об атрибутах, определенных на уровне класса, затем, через метод Type.GetMethods получается информация обо всех атрибутах, определенных на уровне методов. Эта информация помещается в массив объектов типа System.Reflection.MemberInfo. Если нужны атрибуты свойств, используется метод Type.GetProperties, а для конструкторов – Type.GetConstructors. Класс Type имеет множество методов для доступа к элементам типа, здесь описана только очень небольшая часть.
ПримерДемонстрационная программа, показывающая, как можно получать информацию из секций метаданных, написана на C#. На рисунке показана закладка, на которой можно увидеть значения атрибутов для сборки, на других закладках показывается аналогичная информация. Я не буду подробно описывать пример, кому надо, может скачать и скомпилировать его. Пример достаточно прост и разобраться в том, как получаются атрибуты, ни для кого не составит труда.
ЗаключениеКак видите, система метаданных в среде .NET достаточно хорошо продумана, и пользоваться ей легко и удобно.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Рейтинги
|